Porsche — Underwater road
3d award

Фотометрические Источники Света.

 Alexen 8.29.0 13 августа 2007 в 00:00

Здравствуйте! Сегодня мы подробно рассмотрим и поговорим о создании
Фотометрических источников света. Всего будет две части по данной теме, которые будут публиковаться отдельно на этом сайте. В первой части мы научимся создавать и настраивать встроенные в 3d Max источники фотометрического освещения. А во второй, которая выйдет с задержкой буквально на 2 дня, речь пойдёт о IES и их создании в программе IESGen. Но сейчас первая. И так мы начинаем!

Начало:

Говоря о различных вариантах освещения, нельзя не упомянуть о ставших популярными в последнее время так называемых "фотометрических источников света”. Основная идея их использования отталкивалась от необходимости точного и физически правильного освещения (например, в задачах интерьерного моделирования). Свет, испускаемый фотометрическими осветителями, всегда затухает обратно пропорционально квадрату расстояния до освещаемой поверхности. Характеристики света, испускаемого фотометрическими источниками, задаются в 3ds Max в действующих физических единицах, таких как канделы, люмены или люксы. К примеру, лампочка мощностью в 100 Вт испускает световой поток в 1750 люменов или 139 кандел.

Создание и настройки фотометрических источников света:

Чтобы добавить в сцену фотометрические источники света, выполнив команду Create ? Lights ? Photometric ? Free Point.
При выделении источника нам станут, доступны многие его установки. Мы рассмотрим лишь самые главные.

Отдел Light Type в свитке General Parameters. Позволяет изменять тип источника света на три положения: Point (точечный), Linear (линейно-протяженный) или Area (площадной). Возможно также любой из типов сделать свободным или направленным. За это отвечает параметр Targeted (направленный).

Отдел Shadows в свитке General Parameters. Позволяет включить тени от источника света.

Отдел Color в свитке Intensity/Color/Distribution. Позволяет настроить цвет испускаемого света. Вы можете воспользоваться как уже готовыми настройками (известные вещества как ксенон или галоген) этого параметра, так и сделать свои.
Вы также можете поменять цвет в параметре Filter Color.

Отдел Intensity в свитке Intensity/Color/Distribution. Одна из самых важных настроек. Она позволяет изменять яркость испускаемого света. Вам предлагают настроить яркость в одной из трёх физических единицах: Люмены (lm), Канделы (cd) или люксы (lx).
Так же для удобства можно переключиться на параметр Multiplier и в процентном соотношении настроить яркость.

Остальные свитки нечем не отличаются от таких же свитков у стандартных источников света. Так что мы их пропустим.

Мы пропустили один важный параметр. И не случайно, т.к. мы это рассмотрим подробно.

Это параметр Distribution (распределение), который отвечает за пространственное распределение силы излучения. Имеется четыре положения этого параметра:
Isotropic (Изотропный) – это принятое по умолчанию положение, при котором фотометрический источник излучает свет равномерно во всех направлениях. Данный вариант доступен только если тип светильника – Point (точечный).

Spotlight (Прожекторный) – при выборе этого варианта источник света превращается в прожектор. Чтобы увеличить радиус прожектора выберете нужное значение и нажмите на флажок Targeted. Данный вариант доступен только если тип светильника – Point (точечный).

Web (сеть) – при выборе этого варианта распределение света определяется специальным файлом. Так называемым IES. Он способен выводить футуристические световые узоры! Подробнее о создании и использовании этого способа будет рассказано во второй части. Данный вариант доступен при любом типе светильника.

Diffuse (Диффузный) – пространственное распределение, при котором максимум освещенности достигается при падении лучей света на поверхность под прямым углом, а минимум – при освещении лучами, почти параллельными поверхности. Данный вариант доступен в Linear (линейный) и Area (площадной) типах светильника.

Для полной ясности всех выше перечисленных нюансов я сделал понятную таблицу:

Применение на практике:

В данной части я покажу лишь, как данные источники света ведут себя при рендеринге в создании интерьера.
Итак, создайте простую комнату наподобие моей, представленной на рисунке:

Рекомендую при создании интерьера пользоваться подключаемым модулем визуализации V-ray. Общее освещение должно быть слабым, чтобы был лучше виден эффект свечения и световые узоры. Далее (если у вас есть желание) разместите на стене небольшие торшеры, куда будут крепиться лампы.
Затем создайте два фотометрических источника света Free Point и параметр Distribution (распределение) поставьте в положение Isotropic (Изотропный). Разместите их под потолком.

Я не поменял ни одну настройку, и вот что получилось меня:

Как видно сцена слишком сильно освещена. Это можно исправить, понизив параметр Resulting Intensity во свитке Intensity/Color/Distribution. В моём случае я понизил этот параметр до 50 Кандел (cd). Результат на нижеприведённом изображении:

Напомню, что мной использовался тип источника Point, а параметр Distribution стоял в положении Isotropic.

Если вам, например, нужно создать лампу дневного света или галогенную лампу, то вам достаточно переключить тип источника на Linear. Также вы можете изменить длину линии в свитке Linear Light Parameters, изменив параметр Length. Вот что получилось у меня:

Достаточно только изменить модель торшера под неоновую лампу.

Если вас не устраивает данный цвет освещения, то вы можете поменять его на любой, нужный вам цвет с помощью параметра Filter Color. Я попробовал заменить стандартный белый на синий. Вот результат:

Как видите результат использования фотометрических источников света, поразителен.
С их помощью вы можете добиться физически точного распределения света в сцене. Также Вы можете ввести параметры реально существующих светильников. Вряд ли вы сможете добиться такого же результата с помощью стандартных светильников.

Часть вторая

Во второй части будет подробно описан путь создания красивых эффектов свечения и помощью фотометрических источников света, IES и программы IESGen.

Начало:

IES (Illuminating Engineering Society), файл фотометрических данных. Основная идея использования данного типа файлов заключалась в том, что фирмы-производители светового оборудования размещают их на своих сайтах в Интернете. Для того чтобы покупатель мог узнать, какой световой узор вырисовывает тот или иной осветительный прибор,

просто загрузив этот файл в 3ds Max. В Интернете на сайтах производителей можно найти большое количество таких IES-файлов.
Но если искать по долгу времени нужный вам файл с нужным световым узором у вас нет возможности, то можно его создать самостоятельно.
С помощью IES-генератора – IESGen 4. Бесплатную версию данной программы вы можете скачать ЗДЕСЬ. Положительная черта данного генератора заключается в том, что вы можете нарисовать любой узор! Всё зависит от вашей фантазии!

Знакомство с программой:

IESGen 4 занимает всего 100кб и к тому же не требует инсталляции. Запустите приложение.
Слева вы видите радиусы, отображающие уровень яркости. Справа – окно в котором наглядно представлен получившийся световой узор (пока что окно черное).

Нажав на кнопку File в верхнем углу программы вы можете загрузить IES-файл (кнопка Open), сохранить созданный файл (кнопка Save), сбросить (кнопка Reset) или же
выйти из программы, нажав на Exit.

Начинаем рисовать:

Главное что нужно знать при прорисовке узоров это то, что программа автоматически создаёт её зеркальную копию.
Итак, нарисуйте любой придуманный вами узор. Вот что придумал я:

Если вас устраивает данный вариант, смело сохраняйте его, нажав на Save и выбрав подходящую папку и название файла.
Теперь загружайте 3d Max и в настройках фотометрического источника света переключайте параметр Distribution (распределение) в положение Web (сеть).

После данного выбора появится новый свиток Web Parameters. В нём нажмите на кнопку Web File и выберете созданный ранее вами IES-файл.

После этого форма источника света изменится с простого шара на форму назначенного IES-файла. Параметры X,Y,Z Rotation отвечают за поворот световых лучей. Если есть потребность развернуть свет в другую сторону, просто измените градус по нужной оси. Попробуйте визуализировать сцену.

Видите, какие красивые разводы получились от светильников. Если же вы после рендеринга ничего не увидели, увеличьте яркость источника света (как это сделать читайте в первой части урока). Единственный момент – при каждом изменении и пересохранение создаваемого в IESGen файла в 3d Max придётся загружать файл повторно.

С помощью IESGen можно создать футуристические световые узоры, какие только вы сможете придумать в независимости от мощности вашего компьютера:

Постановка света – это всегда творческий, созидательный и художественный процесс с индивидуальным подходом. Смело экспериментируйте, внимательно наблюдайте за реальными условиями освещения и поведением света в реальной жизни и не останавливайтесь на достигнутых результатах. И тогда создаваемым вам произведениям всегда будет присущ именно ваш, авторский почерк, в котором искусство владения светом будет отличать вас как профессионала.

На этом мы закончим урок по созданию фотометрических источников света. Надеюсь, что вы приняли для себя что-то полезное из этого урока.
Спасибо за внимание! До встречи!

Автор: Alexdkx
E-mail: Alexdkx@mail.ru

Комментарии (Всего: 22)

Online|Offline kutikov_s 64.0 6.0 13 августа 2007 в 10:31 #0

Аватар kutikov_s
molodez.....

Online|Offline sashok23 4.0 0.0 14 августа 2007 в 19:43 #0

Аватар sashok23
гы

Online|Offline mishgan 0.0 1.1 16 августа 2007 в 08:16 #0

Аватар mishgan
доступно

Online|Offline ayub 12.0 0.0 18 августа 2007 в 00:10 #0

Аватар ayub
Раньше не знал как делается эта беда ,теперь знаю ,автор thank

Online|Offline Masterinterior 18.0 0.0 20 августа 2007 в 23:17 #0

Аватар Masterinterior
ОГРОМНОЕ СПАСИБО! Очень и очень полезный урок. А то все говорят про фотометрику - а как сделать и применить - молчат! Давно искала... Обязательно применю в первом же проекте!

Online|Offline george94 0.0 0.0 29 августа 2007 в 21:55 #0

Аватар george94
Отличный урок спасибо!

Online|Offline xaker 0.0 1.0 4 ноября 2007 в 20:42 #0

Аватар xaker
Sposibo za urok !!!

Online|Offline fesh 0.0 0.0 8 декабря 2007 в 14:39 #0

Аватар fesh
действетильно урок суперовый, автору спасибо )

Online|Offline Анжелика 0.0 0.0 26 марта 2008 в 17:21 #0

Аватар Анжелика
Скажите, а в вирее нельзя фотометрическими светильниками пользоваться?

Online|Offline lenoka 0.0 0.0 15 октября 2008 в 23:22 #0

Аватар lenoka
Спасибо за доступный урок, действительно по свету очень мало уроков. Молодец, что не полинился написать его всем.

Online|Offline мумия 0.0 0.0 29 октября 2008 в 09:25 #0

Аватар мумия
Огромное спасибо! Именно то, что мне надо!

Online|Offline alim 0.0 0.0 4 января 2009 в 23:46 #0

Аватар alim
Спасибо, очень понятно излагаете. Ваша визуализация сделанна в вирее или обычным рендером?

Online|Offline Lovelygreydragon 0.0 0.0 28 марта 2009 в 22:19 #0

Аватар Lovelygreydragon
Спасибо, клёво получилось. Искал что-то подобное)
Мне тут для одной задумки очень пригодилось =)

Online|Offline PK 0.0 0.0 26 мая 2009 в 12:08 #0

Аватар PK
Урок простой ,но хороший ,а главное доступный !
Но у меня при 3000 Lm всё равно темно??????????

Online|Offline mulifen 0.0 0.0 2 июня 2009 в 23:52 #0

Аватар mulifen
спасибо автору за урок. Долго мучалась сама, а оказалось все так просто

Online|Offline дилетант 0.0 0.0 15 июля 2009 в 14:37 #0

Аватар дилетант
Спасибо. Интенсивность надо сразу в 10 раз повышать, иначе ничего не видно.

Online|Offline aza78as 0.0 0.0 27 июля 2009 в 09:26 #0

Аватар aza78as
спасибо

Online|Offline Fucker 0.0 0.0 6 сентября 2009 в 20:54 #0

Аватар Fucker
Мужик, дай пожму твою руку. Так просто оказывается создавать такие IES источники!

Online|Offline BAymAN 0.0 2.0 24 апреля 2010 в 23:04 #0

Аватар BAymAN
у меня нет Free Point а есть Free Light, и нет слова Isotropic (( у меня 3д макс 2009.
Может настройки рендера неправильные, делаю как бы стеклянный абажур в котором должна стоять лампа, ставлю туда источник света вот Free Point, фигачу его на 300%, освещает он всё вокруг себя но сам не светится

Online|Offline makar 0.0 0.0 12 ноября 2010 в 09:07 #0

Аватар makar
Спасибо. Все просто и доступно.

Online|Offline Ё 46.9 532.0 5 мая 2011 в 16:07 #0

Аватар Ё
вирэй меня интересует
а урок хороший

Online|Offline andreano3Dmaximo 0.0 5.1 12 сентября 2012 в 18:36 #0

Аватар andreano3Dmaximo
подскажите пожалуйста а как можно сделать ies lihgt довал обьемный свет как неон к примеру!
Что бы оставить комментарий вам необходимо войти или зарегистрироваться!

Советуем почитать

Создание стеклянного фужера

Создания стеклянного фужера, сплайновым методом.

Комментарии 4 Рейтинг 0 Просмотры 16 698 Автор: diablo_ 10 апреля 2006 в 00:00

Анимация жидкости

Старенький урок, по анимации жидкости в 3dsmax, стандартными средствами.

Комментарии 5 Рейтинг 1 Просмотры 22 306 Автор: diablo_ 19 января 2006 в 00:00

Как правильно ставить свет

Урок, показывающий принципы правильной расстановки стандартных светильников в 3dsmax.

Комментарии 4 Рейтинг 0 Просмотры 26 284 Автор: diablo_ 19 января 2006 в 00:00

Создание материала алмаза

Создание материала алмаза с применением плагина Diffractor.

Комментарии 5 Рейтинг 0 Просмотры 22 964 Автор: diablo_ 19 января 2006 в 00:00

Моделирование Голлума

Этот урок расскажет и покажет Вам как создать голову гоблина из властелин колец. Голова была смоделирована в 3Ds Max, но этот урок применяется почти ко всем 3D приложения.

Комментарии 11 Рейтинг 0 Просмотры 66 466 Автор: diablo_ 10 марта 2007 в 00:00

3D моделиприслатьещё

Форумещё

Блогиещё

Популярные урокиещё

Реклама

3dmir.ru - Вся компьютерная графика
      www.megastock.ru