Porsche — Underwater road
3d award

Интервью с scionik - немного о фрилансе

 diablo_ 388.03587.2 23 июня 2009 в 00:00

Интервью с scionik - немного о фрилансе

Как то раз, блуждая по глобальной сети, я наткнулся на один авторский ресурс www.scionik.ru. Как выяснилось в последствии, сайт принадлежит фрилансеру и пользователю под ником Scionik. И решил я, познакомиться с ним поближе)))

3Dmir.ru: Андрей, добрый день. Расскажите нам немного о себе! Откуда родом, где живёте, работаете?!

Scionik: Добрый день. Сам я из бывшей Советской Республики Киргизия. Родился и вырос в городе Фрунзе, теперь это город Бишкек. Живу и работаю в Москве не так давно, но уже многого добился чего нельзя было добиться на Родине. Работал в нескольких фирмах в Москве, сейчас занимаюсь фрилансом.

3Dmir.ru: С чего вдруг начал увлекаться компьютерной графикой? Как давно это началось?

Scionik: Всё началось ещё в далёком 2000 году, когда я учился  в проф.тех училище на программиста баз данных. Программирование было интересным, в начале учёбы, но уже после полугода я понял что это не моё и учёба шла как-то сама собой, было знание и понимание программирования, но не было интереса. После новогодних каникул к нам в училище приехали выпускники прошлых лет. Некоторые из них начали своё дело и им нужны были кадры. И в одном из разговоров "ни о чём" один из выпускников немного рассказал про 3d графику, он рассказал, что это очень интересно, но очень сложно и не всем это дано, только единицы работают с 3d. Меня это очень заинтересовало, я не думал что у нас в Бишкеке занимаются 3d. Спустя некоторое время я установил себе 3d studio max 2.5 и тут понеслось... Сначала делал просто какие-то зарисовки для себя, было очень интересно узнавать и познавать, но так как литературы не было, да и знакомых кто бы занимался 3d тоже не было интерес немного поостыл. Увлечение возобновилось когда домой провели интернет, правда он был очень дорогой и медленный. В то время я не  знал о форумах и мало кто из знакомых вообще знал об интернете как таковом. Что и как искать понятия не имел, но пару уроков всё же нашёл и скачал с интернета. Спустя пару лет купил себе первую книгу по 3ds max. А ещё пару лет спустя увлечение переросло в профессиональную деятельность.

3Dmir.ru: Чуть ранее, ты говорил, что работал в нескольких фирмах! Ты сам нашёл работу, или всё таки работа нашла тебя?

Scionik: Сначала, как только перебрался к родителям в Москву, искал работу сам. Так как меня никто не знал, я никого не знал. На первое время устроился работать визуализатором в мебельный салон итальянской мебели, там я проработал около трёх месяцев. Возникли чисто бюрократические проблемы, в то время половина штата дизайнеров ушла, включая меня. Дальше работал в студии визуализации, проработал почти год, но из-за кризиса отношение к работникам стало как к рабам, никакого человеческого понимания и уважения не стало. Я прекрасно понимаю работодателя, что в  условиях кризиса всем тяжело, но прежде всего нужно оставаться людьми, и чтобы не усугублять ситуацию я ушёл оттуда тоже. За всё время проведённое в Москве обзавёлся некоторыми связями и знакомыми. Теперь работаю фрилансером дома, но есть интересные планы на будущее.

3Dmir.ru: Каковы плюсы и минусы фриланса?

Scionik: На мой взгляд плюсов и минусов достаточно. Немного о плюсах. Во-первых: самый большой и весомый плюс в том что нет никаких строгих ограничений времени, имеется ввиду чёткий фиксированный рабочий график, можно или днём, или ночью работать, как душе угодно, сам себе хозяин, главное сдать проект в поставленные сроки. Во-вторых: это оплата и сроки, сам назначаю и то и другое, если клиента всё устраивает, работаем, нет - так нет. Ну и в-третьих: нет никакого руководства и менеджеров, контролирующих твой каждый шаг над выполнением проекта.

Теперь немного о минусах. Большой минус в том что нет стабильности, сегодня всё - завтра ничего. Бывает, что сроки проекта начинают гореть по каким-либо причинам, тут уже никому и ничего не предъявишь и приходится работать чуть-ли не сутками. Ну и самый главный минус - это конечно недобросовестные заказчики. Бывают такие, которые не платят своевременно за работу, а бывают и такие которые вообще не платят, тут уж кому как повезёт. Ещё один недостаток фриланса в том, что нет никаких социальных гарантий и привилегий. Так же нет никакого социально-психологического развития. Ведь работа в коллективе подразумевает и неформальное общение. Я всё-таки сторонник работы в коллективе, но пока так сложилось, что работаю фрилансером.

3Dmir.ru: Из чего ты формируешь цену? Ведь когда ты работешь сам на себя, в случае отсутствия заказов, ты готов взяться за любую работу, так сказать: "Работать за еду!". Или ты как в экономике и положено, учитываешь все издержки и придерживаешься ставки за один час работы?

Scionik: Вопрос содержит ответ. Напишу подробнее. Я работаю не так давно фрилансером, поначалу были ошибки в установке сроков и цен, но ведь все и всегда учатся на ошибках. Цену устанавливаю исходя из полного рабочего графика и ежемесячной оплаты, как если бы работал в офисе. Допустим, в месяц получаем 100% оплаты за 24 рабочих дня или 192 рабочих часа, что равносильно 0,52 % в час. Свои 100% каждый фрилансер определяет для себя сам. Потом прикидываю сложность проекта. Исходя из этого ставлю сроки в часах, сам для себя определяю сколько часов в день буду работать. Отсюда и складываются цена и сроки проекта. Но всегда делаю 15% запас времени на форс-мажор.

3Dmir.ru: Тогда вопрос на засыпку! Как определить сложность проекта?)) Вот например задача сделать интерьер! Он может быть простой, но очень сложный в рендере (стёкла, много света и тд)! В принципе, тут твоей работы, будет уже мало! В основном только рендер, работа компьютера, а ты можешь в это время бамбук курить!

Scionik: Согласен, я включаю в стоимость и время на тестовые рендеры, но это "копейки", как говорится всё включено. А финальные рендеры делаются ночью, когда на встрече или на отдыхе пью пивко с друзьями. У меня есть ещё одно конкурентное преимущество, это дополнительный компьютер для рендера. На нём-то всё и рендерится сутками. Если не будет хватать вычислительных мощностей, можно сделать небольшое капиталовложение в дополнительный компьютер, благо нужно-то процессор да память, всё остальное мелочи.

3Dmir.ru: Клиентов могут искать менеджеры по продажам, можно искать через интеренет, можно дать рекламу, можно зарегится на сайте фрилансеров! Какие методы ты используешь, какие предпочитаешь?

Scionik: На сайтах фриланса пока нигде не зарегистрирован, возможно и зарегистрируюсь. Там есть свои условия, которые меня пока не устраивают. Я работаю со своими постоянными клиентами, их пока мало, но всё же они есть. Мне больше нравится работать по рекомендации одних дизайнеров другим, они уже знают как я работаю и не приходится ничего объяснять.

3Dmir.ru: Делаешь ли работы для себя, так сказать для души?)) Или всё таки, только на заказ?

Scionik: Обязательно делаю работы и для себя тоже. В свободное время, оно всё-таки бывает :) Мне нравится Египет и игрулина Tomb Raider. Решил объединить свои слабости. Сейчас работаю над небольшим мультфильмом про Лару Крофт, которая отправляется в Египет за очередным артефактом. Тема банальная, но это для души, а ей не прикажешь. Работа над этим проектом тянется, так как нужно вдохновение, а оно не всегда бывает. В своём ЖЖ постоянно выкладываю картинки из проекта, тестовые анимашки.

3Dmir.ru: Когда ты делаешь работы на заказ, ты строго придерживаешься ТЗ (технического задания)? Или ты всё таки, как личность творческая, позволяешь себе отступать от ТЗ?

Scionik: Всё зависит от клиента и от ситуации. Иногда приходится чётко делать всё по заданию клиента, если клиентом является дизайн-студия, то тогда всё чётко и без отступлений от ТЗ. Если клиент - частный дизайнер, то уже полегче. Если я вижу что-то не так в плане дизайна, следуя своему вкусу, конечно, говорю дизайнеру и мы вместе уже обсуждаем проблему. Чаще всего на визуализацию  дают  хороший и продуманный дизайн, максимум цветовое решение остаётся под вопросом, но и это редко. Очень часто отступаю от ТЗ по расстановке камер, делаю их более выигрышными, как правило заказчики всегда с этим соглашаются.

3Dmir.ru: Ты берёшься за любую дизайнерскую оплачиваемую работу? Или есть какие то принципы? Если есть, то какие!

Scionik: Берусь за интересную мне работу, будь то буклет, визитка или визуализация интерьера - главное чтобы проект был интересен, ну и оплачиваемым, в наше время это немаловажный фактор. Но всё же больше стараюсь работать с интерьерами квартир, это мне по душе.

3Dmir.ru: Часто случаются творческие кризисы? И как вообще с ними борешься?

Scionik: Бывают иногда и не только творческие. В основном кризис начинается тогда, когда клиент начинает делать правки, то одно, то другое, но ничего не поделаешь, работа такая :) А борюсь с этим просто посещая различные сайты по дизайну и визуализации, смотрю галереи, вдохновляюсь работами людей. Иногда отвлекаюсь на изучение чего-либо. Сейчас никакого творческого кризиса, так как думаю перейти на mental ray основательно. Сейчас его изучаю, пару работ сделал в mr, кстати, некоторые работы можно уже увидеть здесь.

3Dmir.ru: Выкладываешь ли ты свои работы в галереях? Если да, то когда впервые выложил?

Scionik: Иногда выкладываю те что нравятся. Первую работу выложил ещё на 3d-центре лет 5 назад. Вообще работ много, но некоторые из них не могут быть опубликованы по договорённости с заказчиком. Те что можно и я считаю нужным выложить, выкладываю обязательно. К сожалению, я не так давно узнал о сайте 3Dmir.ru, поэтому здесь почти нет моих работ, но в скором времени обещаю исправиться.

3Dmir.ru: Как относишься к критике в адрес своих работ? И какую роль  она для тебя играет?

Scionik: К критике отношусь положительно, прислушиваюсь к той, что несёт обоснованные предложения и пожелания. Иногда приходится разрабатывать дизайн тоже, а так как я непрофессиональный дизайнер особенно прислушиваюсь к мнениям дизайнеров. Бывают комментарии от людей: мол, ты скачал объект из интернета и здесь твоей работы нет. На такие комментарии я вообще не обращаю внимание, объясню почему. Никто не критикует работы фотографов интерьеров за то, что он не он конструировал или придумывал дизайн или мебель. Фотограф просто выбирает хорошие ракурсы и настраивает выигрышное освещение, в этом и состоит его работа. Так же и в этом случае - не важно, я или не я моделировал тот стул или эту кровать. Моя работа заключается в том, чтобы сделать "аппетитную картинку". Делаю я это путём настройки освещения, материалов и подбора хороших ракурсов, настраиваю рендер для оптимального соотношения "время-качество". Можно и из чайника сделать шедевр визуализации. Не нужно путать сферы архитектурного проектирования, в частности моделинг и визуализацию.

3Dmir.ru: Как ты организовываешь свой рабочий процесс? Может в начале на бумаге наброски делаешь или как то иначе?

Scionik: Честно признаюсь, рисовать карандашом на бумаге не умею вообще, так, схематично может что-нибудь и намалюю, но свой талант в рисунке оцениваю как 1 из 10. К счастью, не приходится ничего рисовать, если есть какие-либо вопросы, то их уже видно во вьюпортах. Отсылаю скрин заказчику с вопросами и всё, этого для работы более чем достаточно. В целом процесс строится так, для начала заказчик присылает всё что есть по проекту, фотографии, чертежи, иногда бывают просто карандашные наброски. Я всё просматриваю, если чего не хватает сообщаю это сразу заказчику, если всё же нет дополнительных материалов по проекту приходится додумывать самому, тут-то и включается моя работа как дизайнера. А дальше всё по стандартной схеме: делаю черновые рендеры, их отсылаю заказчику, он смотрит работу, комментирует, я исправляю всё по его комментариям и ещё раз на суд заказчику. Когда заказчик даёт добро на финальный рендер ставлю его на просчёт на ночь, утром немного фотошопа и работа готова, можно идти пить пиво.

3Dmir.ru: Участвуешь ли в конкурсах? Если да, то занимал ли победные места?

Scionik: Нет, в конкурсах ни разу не участвовал. Зная как всё происходит, не хочу даже пытаться. Сайты, о которых я кое-что знаю, довольно-таки известные, но называть их не буду. Но можно попробовать поучаствовать в каком-нибудь конкурсе на вашем сайте.

3Dmir.ru: Какие работы, на твой взгляд, самые сложные в 3D? Может персонажка, авто или ещё что то?

Scionik: Отвечу вопросом на вопрос. А что сложнее в кино, быть оператором, режиссером, декоратором, актёром, каскадёром? Хорошее кино состоит из работы всех этих и других людей. Тоже самое относится и к 3d. Есть моделеры, архитекторы, дизайнеры, визуализаторы. Все они делают архитектуру. А если заменить архитектора на режиссера и добавить аниматора и композера, то получится хорошая анимационная студия. Так же можно добавить в команду несколько программистов и мы будем делать интерактивные развлечения, или проще говоря компьютерные игрушки. Это всё я к тому, что сейчас уже не каменный век 3d, всё очень и очень усложнилось и развилось, как когда-то целители "эволюционировали" в конце концов во врачей. Любая современная деятельность подразделяется на свои конкретные профессии. Например в медицине есть хирурги, терапевты, педиатры, медсёстры и прочие мед.работники и в 3d есть моделеры, визуализаторы, аниматоры (причём анимация органики отличается от анимации механических объектов, не говоря уже о явлениях природы) и ряд других специалистов. Я считаю себя наиболее сильным в архитектурной визуализации, передачи света, цвета и материалов.

3Dmir.ru: Что бы ты мог посоветовать тем, кто только начинает осваивать мир CG? И тем кто планирует попробовать себя фрилансером?

Scionik: Тем кто решил заняться компьютерной графикой посоветую одно, понять наверняка: нужно ли оно вам действительно. Желание заниматься CG должно идти от души, а не от моды, как это было со мной, когда я хотел стать программистом, но увы, не получилось. Зато я приобрёл гораздо больше чем желал, приобрёл хобби и работу как единое целое, работу которую я люблю и которая мне нравится по-настоящему. И ещё пожелаю побольше усердия и поменьше паники, очень часто вижу на форумах панические вопросы типа, "панель слетела" или что-то в этом роде. И главное, не забывайте пользоваться справочными руководствами, как минимум от производителей программ. Ну и книги никто не запрещал :) Будущим фрилансерам пожелаю везения и терпения. Но главное, прежде чем начать заниматься фрилансом нужно иметь на первое время хоть какую-то финансовую базу, пусть это будут какие-то личные сбережения или помощь родственников.

3Dmir.ru: Андрей, большое спасибо, что уделили нам время! Мы желаем вам творческих успехов, больше интересных проектов и конечно же, удачи по-жизни!!!

Scionik: Спасибо большое Вам и всему коллективу 3dmir.ru. Надеюсь мы все вместе сделаем мир CG ещё лучше и интересней :)

Комментарии (Всего: 6)

Online|Offline ukumi 1.0 1.1 24 июня 2009 в 09:15 #0

Аватар ukumi
Просто и понятно... Человек из такой знакомой ситуации - прям больно делается...
Успехов Вам Андрей!

Online|Offline RenegaT 11.0 22.1 24 июня 2009 в 09:46 #0

Аватар RenegaT
согласен. успехов!
ЗЫ: мне очень понравились демки ролика про Лару Крофт)

Online|Offline scionik 24.3 12.1 26 июня 2009 в 23:42 #0

Аватар scionik
Спасибо вам :)

Online|Offline odessit 68.1 38.4 11 июля 2009 в 21:53 #0

Аватар odessit
Интересное интервью. Классные работы.
Очень прикольный виз с автомобилями.

Online|Offline rembo 0.0 0.0 14 августа 2009 в 10:58 #0

Аватар rembo
Класное интервью. Я вот тоже думаю занятся серезно 3D Max. Увлекаюсь ним с версии 5.0 но зарабатывать на етом пока неполучается. с клиентами туговато...

Online|Offline Hunter-X 51.6 22.0 28 ноября 2014 в 18:56 #0

Аватар Hunter-X
Андрюх ты уже в 2009 интервью выдовал )
Что бы оставить комментарий вам необходимо войти или зарегистрироваться!

Советуем почитать

3ds Max 2009 и 3ds Max 2009 Design: двойной удар

До сих пор компания Autodesk придерживалась неизменной традиции - каждый год, примерно в конце осени, она представляла новый релиз пакета для трехмерного моделирования и анимации 3ds Max.

Комментарии 1 Рейтинг 2 Просмотры 29 069 Автор: diablo_ 11 июля 2008 в 00:00

2D и 3D терминология

Это краткий толковый словарь по 2D и 3D терминам. Тут есть описание таких терминов как: MIP Mapping, Atmospheric Effect, Z-buffering, Line Buffer. И многое другое.

Комментарии 2 Рейтинг 1 Просмотры 14 595 Автор: diablo_ 18 ноября 2008 в 00:00

Интервью с 2D художницей

Здравствуйте, уважаемые читатели 3dmir.ru. Сегодня я хотел бы познакомить вас с одной очень, очень известной художницей. К сожалению, её работы почти не представлены на нашем сайте, но, думаю, что вы

Комментарии 7 Рейтинг 3 Просмотры 13 736 Автор: diablo_ 2 марта 2010 в 00:00

Making of Son of Stormfall

Полгода назад стартовала работа над новым проектом Plarium – военно-экономической стратегией «Войны Престолов». Оседлав жанр тёмного фэнтези, мы принялись разрабатывать тему вширь и вглубь. От меня требовалось нарисовать персонажей (юнитов), первым из них был копейщик.

Комментарии 7 Рейтинг 20 Просмотры 12 423 Автор: danique3d 20 ноября 2012 в 14:14

Интервью с Денисом Толкишевским (GTsw)

Совсем недавно у нас на сайте появился пользователь под ником GTsw. Заявил он о себе сразу громко и красиво, добавив пять совершенно выдающихся работ, три из которых получили премию AWARD. Мы не смогл

Комментарии 7 Рейтинг 2 Просмотры 11 996 Автор: Ihtiandr 28 августа 2009 в 00:00

3D моделиприслатьещё

Форумещё

Блогиещё

Популярные урокиещё

Реклама

3dmir.ru - Вся компьютерная графика
      www.megastock.ru